Кейс. Проблемы определения водителей-мошенников. Как их распознают сейчас и как это можно сделать с IDX

Проверка принадлежности телефонного номера конкретному физическому лицу выявляет мошенников, которые не определяются стандартными методами.

Тема мошенничества в автомобильных грузоперевозках часто поднимается в СМИ как одна из самых актуальных по нескольким причинам:

  • высокая сумма ущерба;
  • репутационные риски (риск разрыва договорных отношений с грузовладельцем);
  • сложность в компенсации средств;
  • сложность в возбуждении уголовного дела;
  • сложность в доказательстве умысла субъектов грузоперевозок.

Сегодня команда IDX и специалист в области безопасности грузоперевозок Фарид Джафаров делятся с вами самыми актуальными схемами мошенничества с подложными телефонными номерами, которые успешнее всего «зарекомендовали себя» в кражах грузов. Напомним, что именно телефонный фрод - самый распространенный способ, используемый злоумышленниками в логистике (более 80% ежегодно).

Первый способ обмана. В основе — использование графических редакторов для создания подделок паспортов реальных людей. Причем меняют не весь документ, а только данные в фамилии. Чаще всего целью мошенников становятся самозанятые либо так называемые среди транспортников «3-в-1» (водитель, он же ИП, он же собственник транспортного средства), т.к. их копии документов достать проще всего.

Примеры:
1) ИП Сергеев Сергей Романович — реальный перевозчик, даже когда-то пользовался учетной записью на бирже грузоперевозок, а также неоднократно совершал успешно рейсы с известными транспортными компаниями. В документе фотошопом взяли отчество «Романович», «отклеили» 2 буквы и «приклеили» на место фамилии.

Document

2) Якобы настоящий паспорт Голуба Александра Анатольевича. В реальности документ принадлежит Голубеву Александру Анатольевичу, две буквы из фамилии стёрли во всех документах.

Document

В схеме помимо поддельных документов, естественно, используется телефон мошенника, который представляется заказчику несуществующей личностью. Проверить такого человека тоже проблематично, т.к. в различных источниках об этом человеке не будет никакой информации. Стандартные открытые проверки не выявляют этого фрода.

Сейчас на госуслугах есть сервис «Действительность паспорта», где можно проверить сочетание фамилия + имя + отчество+ серия + номер паспорта. Однако там нет фотографии владельца, и ее удостоверить невозможно.

В итоге мошенник с поддельными документами приезжает к заказчику и забирает груз. А потом компания-заказчик не может его найти.

Второй способ обмана. Компании-заказчику присылают реальные данные водителя, все документы реальные, но загвоздка опять-таки в телефоне. Служба безопасности не может его быстро проверить, так как номера нет ни в одной публичной базе: этот перевозчик не «сидит» на биржах грузоперевозок, его не найти в соцсетях, на человеке нет ни одного зарегистрированного номера. Может быть, номер и получится найти после расследований в течение дня-двух, но давайте вернемся к реальности - проверка под рейс часто занимает менее часа.

Итак, что же делает мошенник на самом деле? Он находит выгодный заказ на перевозку ценного груза, представляется водителю компанией-заказчиком и получает цифровые копии его реальных документов. Затем с этими документами он звонит заказчику и представляется водителем. Заказ получен! Водитель загружает товар и отправляется в рейс, компании на самом деле неизвестен его реальный номер. В какой-то момент мошенник звонит водителю и говорит, что маршрут изменился, и уводит груз на свой нелегальный склад. Компания ищет груз, но набранный номер не отвечает…

Третий способ обмана. По схеме похож на предыдущий, но еще более сложен для определения мошенника. Современные службы безопасности верифицируют номер телефона по «тэгам». С помощью приложений GetContact и похожих они смотрят, как записан этот номер в записных книжках на мобильных разных людей. Например, если перевозчик с именем Владимир у одних записан как «Вован-водитель», а у других «Краснодар Доставка», у третьих «Володя фура вольво» и т.п., то служба безопасности с большой вероятностью может утверждать, что человек занимается грузоперевозками, причем давно и регулярно. Но не каждый догадывается, что обратной стороной медали является возможность добавления заведомо ложных «тегов». Например, мошенник устанавливает Get Contact на 15-20 телефонов своих знакомых, в каждую записную книгу заносит номер, с которого он будет звонить заказчикам, вместо ФИО вносит имя водителя в стиле «Вован-водитель», и готово!

Все эти способы объединяет одно - подложный номер телефона, который используется для того, чтобы груз не доехал до места назначения. Для преодоления этого вызова службам безопасности или специалистам, занимающимся верификацией, нужно быть уверенными, что предоставленные данные валидные. В этом может помочь комплекс «Антифрод» от IDX, который с высоким уровнем точности сообщает, использует ли указанный телефонный номер конкретное физическое лицо, независимо от того, на кого этот номер оформлен юридически.

На примере реальных кейсов специалисты по безопасности с командой IDX произвели масштабный тест, который успешно показал, что система четко распознает номера на принадлежность. И это потенциально может уберечь груз при транспортировке.

Как показал тест, некоторые телефоны, обычно выданные в организации, имеют мало следов и по ним мало данных. Поэтому для таких телефонов требуется дополнительная процедура проверки водителей, указавших такой номер.

Если в целом не нашлось совпадений в связке ФИО + телефон, то транспортным и логистическим компаниям стоит обратить пристальное внимание на присланные водителем данные и проявить бдительность.

P.S. пока мы писали этот кейс, очередной мошенник снова воспользовался документами Голубева. Теперь Голубев стал Козловым. Специалисты также отмечают нетипичный шрифт в поддельном паспорте Козлова.

Document

29.02.2024
Процедуры KYC важны не только для предотвращения рисков, но и увеличения продаж.
20.02.2024
Тщательное изучение потенциальных сотрудников – залог надежной работы организации, поэтому паспортом и трудовой книжкой дело не ограничится.
08.02.2024
Арбитражные дела могут содержать сведения о непогашенных и просроченных кредитах, задолженности перед контрагентами, а их большое количество свидетельствовать об агрессивной или рисковой манере бизнеса компании
22.01.2024
Сегодня в информационном поле происходит путаница с понятиями аутентификация, верификация и идентификация. Все эти слова используются для определения и установления подлинности, соответствия каких-то объектов эталонным данным. Однако между ними есть существенная разница, о которой важно знать всем, кто работает с информационными системами и персональными данными.
18.12.2023
В статье разберемся, что относится к персональным данным и как правильно работать с такой информацией, чтобы не нарушать действующий закон.