Процедуры KYC важны не только для предотвращения рисков, но и увеличения продаж.
Что такое KYC
KYC — сокращение от Know Your Customer, по-английски — «узнай своего клиента». Это процесс анализа клиентов перед денежными операциями. Его обязаны проводить банки, биржи, страховые компании, а также ряд других организаций. Термин KYC применяется и к оценке клиентов-юрлиц, но мы рассмотрим только то, что касается физических лиц.
KYC требуется для сбора и верификации информации о пользователях. Например, чтобы предотвратить финансовые преступления, надо подтвердить личность человека, совершающего операцию, и оценить риски.
В базовую процедуру KYC входит анализ следующей информации:
- паспортные данные;
- адрес проживания;
- информация о денежных транзакциях;
- источники дохода;
- оценка благонадежности.
Собранная информация помогает компаниям оценить риски, связанные с конкретным физлицом. Это нужно, чтобы соблюсти законодательство в области безопасности и избежать потерь.
Применяется на рынке и более расширенный вариант процедуры KYC, используемый прежде всего для продвижения товаров и услуг. Он включает в себя анализ связей клиента (например, по соцсетям), его предпочтений, типа гаджетов (например, некоторые интернет-площадки пользователям iPhone назначают цену выше, чем пользователям смартфонов на платформе Android), сведений о его автомобиле, недвижимости и т.д.
Процедура Know Your Customer обязательна для организаций, работающих с деньгами: банков, финансовых учреждений, инвестиционных фондов, страховых компаний и торговых площадок. Также ее должны проводить онлайн-платформы и сервисы, обрабатывающие платежи.
Зачем нужна верификация KYC?
Верификация KYC — важная практика, у которой есть ряд целей:
- Предотвращение финансовых преступлений. Опознание пользователя помогает предотвратить отмывание денег, спонсирование терроризма или мошенничество. Процедура обеспечит мониторинг транзакций клиента.
- Соблюдение законодательства. Во многих странах действуют законы и нормативные акты, требующие проверять данные о контрагенте.
- Защита от рисков. Правильно выполненная проверка позволяет компаниям оценить риски, связанные с конкретным пользователем, и принять меры, чтобы свести их к минимуму.
- Повышение эффективности бизнес-процессов. Внедрение процедуры Know Your Customer может сделать внутренние бизнес-процессы эффективнее: оно помогает автоматизировать сбор и анализ данных о клиентах.
- Создание экосистемы доверия. Проведенный в соответствии с правилами сбор и анализ данных нужны, чтобы установить доверие между компаниями, клиентами и регуляторными органами. Это необходимо для развития здоровой и устойчивой финансовой системы.
Этапы верификации
Verification-процедура проходит в несколько ключевых этапов:
- Сбор данных. Первый шаг включает сбор основных данных о клиенте: как имя, дата рождения, адрес, идентификационные документы.
- Проверка документов. Полученные документы проверяют на подлинность и действительность. Фотографии, печати, подписи и другие элементы, подтверждающие оригинальность документа, тщательно изучают.
- Анализ рисков. На этом этапе проводится анализ рисков, связанных с конкретным человеком: просмотр его кредитной истории, выявление возможных связей с преступными структурами, участие в инцидентах.
- Верификация информации. На последнем этапе происходит подтверждение всей собранной информации. Это включает ее сверку с базами данных государственных органов и другими источниками, чтобы удостовериться в ее достоверности.
Каждый этап verification-процедуры важен для обеспечения безопасности и достоверности данных пользователя, а также соблюдения требований законодательства о борьбе с отмыванием денег и спонсированием террористических организаций.
Отличия KYC от AML
Нужно отличать процедуру Know Your Customer от Anti-Money Laundering, или AML — простыми словами, действий против отмывания денег. Это два ключевых аспекта в сфере финансового регулирования. У них много общего, но есть и различия.
Прежде всего, у этих двух процессов разные цели. Процедура KYC направлена на идентификацию личности для предотвращения преступлений, а AML — на обнаружение, предотвращение и расследование операций, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов.
Различаются и этапы самих процедур. Know Your Customer подразумевает сбор, верификацию и анализ личной информации клиента, его денежных средств и транзакций. AML же охватывает широкий спектр мероприятий: мониторинг транзакций, отчетность о подозрительных операциях, обучение персонала и использование технологий для выявления и предотвращения финансовых преступлений.
Наконец, различны объекты: KYC сосредотачивается на пользователях, а AML фокусируется на операциях с деньгами, идентифицируя подозрительные шаблоны и поведение.
Хотя Know Your Customer и Anti-Money Laundering тесно связаны и часто используются вместе, это два разных аспекта обеспечения общественной безопасности и борьбы с финансовыми преступлениями.
Как IDX проводит процедуру Know Your Customer
IDX предоставляет полный набор сервисов для KYC. Он включает в себя следующие операции:
- Проверка паспорта;
- Проверка адреса регистрации физлица;
- Проверка номера телефона, которым пользуется человек;
- Анализ цифрового следа устройства физлица;
- Оценка финансовых рисков: кредитоспособность, наличие исполнительных производств у ФССП, задолженность по налогам, состояние банкротства, наличие имущества в залоге и т.д.;
- Оценка благонадежности, наличия негативных фактов в биографии.
Все проверки IDX осуществляет онлайн в режиме реального времени, используя только эталонные и достоверные источники.