Тщательное изучение потенциальных сотрудников – залог надежной работы организации, поэтому паспортом и трудовой книжкой дело не ограничится.
Чтобы обеспечить безопасность организации, ее клиентов и работников, при приеме новичков на работу обычно проводят ряд проверок. Это позволяет убедиться в том, что кандидат надежен и трудоустраивается без скрытых целей.
Чаще всего перед устройством проверяют следующие данные:
- Идентификация личности. СБ убеждается, что сотрудник именно тот человек, за которого себя выдает по предоставленным документам.
- Наличие криминального прошлого. В ряде отраслей компания не имеет права допускать к работе граждан с судимостью. Например, таков порядок в правоохранительных органах, вооруженных силах, таможенных органах или образовательных учреждениях.
- Образование и квалификация. Особенно важно проверять их для трудоустройства в тех организациях, где критичны определённые навыки (здравоохранение, опасное производство и т.д.).
- Рекомендации с предыдущих мест работы. Соискатель может подделать рекомендательные письма. Такой поступок — маркер недобросовестного человека.
Перечень необходимых документов
Проверка службой безопасности при приеме на работу включает изучение следующих документов:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Это обязательный этап, который идентифицирует соискателя.
- Трудовая книжка. Документы, отражающие трудовую историю потенциального сотрудника, помогут проверить его опыт и узнать, сколько мест работы у него было.
- Документы об образовании. Сертификаты, аттестаты, дипломы и другие документы об образовании запрашивают, чтобы оценить уровень образования и квалификации соискателя.
- Справки о несудимости. Для устройства компания может потребовать справки о несудимости, чтобы убедиться в отсутствии уголовного прошлого у кандидата. В некоторых сферах (например, в образовании) они необходимы.
- Медицинские документы. Почему некоторые компании могут запросить медицинские справки или результаты медицинских обследований? Они нужны для того, чтобы оценить состояние здоровья соискателя, особенно если работа связана с особыми условиями труда или требует физической подготовки.
Некоторые компании сами отправляют кандидата на диспансеризацию перед трудоустройством. Сколько и каких документов нужно предоставить, обычно сообщает специалист по кадрам на собеседовании.
Сколько длится процедура?
Проверка соискателя службой безопасности регламентируется внутренними документами организации, поэтому единого срока для нее нет. Это может быть один день или несколько месяцев. Сколько времени потребуется, зависит от политики компании, ее размера, отдела, должности, на которую планирует устроиться соискатель. Как правило, личное дело для приема соискателя на руководящие позиции изучают дольше, чем документы при устройстве линейного персонала (последнее может занять меньше одного дня).
Может ли кандидат отказаться от проверки?
Законом РФ «О персональных данных» дает гражданам право на защиту своей персональной информации. Сбор, хранение и использование персональных данных регламентированы, а обрабатывать их можно только с согласия субъекта (то есть того, чьи это данные).
Таким образом, человек имеет право пропустить этап предоставления данных о себе службе безопасности или уточнить, почему компании нужна эта информация. Но если такая процедура обязательна при процессе трудоустройства, отказ от нее может стать причиной отказа и в приеме на должность.
Отказ от проверки службой безопасности при приеме на работу может повлиять на решение работодателя. Кроме того, в некоторых случаях это может стать причиной для запрета на доступ к определенным внутренним информационным ресурсам.
В каких сферах требуется более детальная проверка?
Особенно тщательно сотрудников отбирают в сферах, связанных с финансами, информационными технологиями, а также в силовых ведомствах.
Обычно наиболее серьезные проверки СБ при устройстве проводят в компаниях, осуществляющих деятельность в следующих отраслях:
- Банковские учреждения. Почему претендентов на позиции в банковском секторе отбирают особенно внимательно? Дело в доступе к финансовым данным клиентов и конфиденциальной информации организации.
- IT-компании и компании, занимающиеся кибербезопасностью. В связи с доступом к конфиденциальным технологическим данным организация тщательно отбирает соискателей на позиции разработчиков, системных администраторов и специалистов по информационной безопасности.
- Крупные корпорации. Утечки информации из-за неблагонадежных сотрудников в таких компаниях могут привести к серьезным финансовым и репетиционным потерям.
- Силовые структуры. В полиции, спецслужбах, военных учреждениях и других структурах, от которых требуется обеспечивать общественный порядок и защищать государственные интересы, пропускают только наиболее благонадежных кандидатов.
- Лечебные учреждения. Врачи, медсестры и другие сотрудники медицинских организаций имеют доступ к конфиденциальной информации о пациентах, поэтому требуется строгий отбор персонала с учетом этических и профессиональных норм.
В каких сферах требуется более детальная проверка?
Если вам надо быстро и удаленно проверить соискателей, избавить HR и службу безопасности от рутины, то решение IDX — оптимальный вариант. Оно подходит и для большого потока кандидатов, причем с определенными требованиями от HR, и для индивидуальной проверки при приеме на работе в небольшие компании. Комплекс по проверке сотрудников включает следующие элементы:
- Удаленная идентификация личности соискателя, проверка цифровых копий всех присланных документов на действительность и достоверность.
- Проверка правовой и финансовой благонадежности.
- Проверка аффилированности с юрлицами.
Кроме того, IDX помогает с распознаванием документов кандидата (паспорт, справка 2НДФЛ, СНИЛС, ИНН), а на основании информации из распознанных полей может автоматически заполнить документы кадровой службы.
Решение IDX сокращает срок обработки документов в 4 раза.